Шильда (Мостовая)
а также проект восстановления церкви Николая Чудотворца в Тихманьге и колокольни церкви Рождества Богородицы в Хотеново

Шильда (Мостовая)

 

Нименский В., д. чл. губ. ст. ком. Ильин день в Шильде // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 64. С. 745 – 746.

 Шильдский приход

  Вытегорского уезда

 

 Ильинъ день въ Шильдѣ.

 Шильдскій приходъ находится въ Вытегорскомъ уѣздѣ, въ сторонѣ отъ почтовой дороги, идущей изъ Вытегры на Каргополь. Крестьяне, составляющіе Шильдскій приходъ, говоря вообще, довольно общительны, промышленны и зажиточны. Относительно ралигіознаго ихъ состоянія можно сказать, что, не смотря на три каменные храма, по видимому бы долженствующіе свидѣтельствовать о религіозности прихожанъ, на самомъ дѣлѣ она довольно не завидна. Причиною сему отчасти и мракъ раскола, который поселился было въ Шильджанахъ и жилъ довольно долго, но нынѣ, благодаря просвѣщенію молодаго Шильдскаго населенія, началъ слабѣть обаятельною своею силою. Однако же довольно много нужно еще трудовъ и времени, чтобы совсѣмъ истребить и расколъ, и всѣ суевѣрія и предразсудки, живущіе здѣсь въ народѣ и затемняющіе природной его умъ и способности.

Церквей въ приходѣ три: одна холодная, во имя Срѣтенія Господня, другая двухъэтажная Ильинская, а третья маленькая, во имя преподобнаго Өеодосія Тотемскаго. Во всѣ 8 праздниковъ (столько всѣхъ престоловъ), народу собирается много, а въ нѣкоторыхъ изъ нихъ открываются и торжки. Въ Ильинъ же день съ давнихъ, незапямятныхъ, временъ ведется, между прочимъ, обычай убивать скотъ на жертву, какъ выражаются: «Великому Пророку». – Вотъ что узналъ я изъ разговоровъ съ крестьянами, толпившимися около котловъ съ Ильинскимъ мясомъ, во время между утренею и литургіею. «Давно ведется у насъ этотъ праздникъ, ‑ сказалъ одинъ крестьянинъ, ‑ испоконь вѣку здѣсь и церковь св. Пророку Иліѣ построена. Прежде, должно быть, пророкъ Илія больше любилъ наше мѣсто и нашъ народъ, потому двухъ оленей посылалъ, а теперь этого ужъ нѣтъ». – «Почему же нѣтъ? спросилъ я одного старика: незнаешь давно-ли и почему перестали бѣгать олени?» ‑ «Давно перестали бѣгать, ‑ отвѣтилъ старикъ, ‑ и батюшко мой, покойникъ, такъ говорилъ. Говорятъ, когда прежде прибѣгали олени, прихожане одного убивали въ жертву пророку, а прочихъ отпускали обратно. Ну, вѣстимо, на такой случай народу собиралось много и всегда, а однажды собралось столько, что старики, вмѣсто одного, убили двухъ оленей, и послѣ того ужъ болѣе олени не прибѣгали. Не угодно, значитъ, великому пророку было, прибавилъ старикъ, что наши старики пожадничали. Ну, да теперь уже стараго не воротишь; что было, то прошло. Съ тѣхъ поръ – вотъ убиваемъ мы быковъ и барановъ». Сей годъ было убито 6 быковъ, 14 барановъ и 4 штуки продано на ногахъ.

«Куда это всѣ кожи дѣваются? Спросилъ я того же крестьянина, указывая на развѣшанныя по изгороди кожи съ убитыхъ животныхъ?» ‑ «Видишь, когда предъ утреней пригонятъ на погостъ весь скотъ, который завиченъ, (обѣщанъ по завѣту), хозяева берутъ у священника благословеніе и потомъ объявляютъ, кто какъ свою скотину жертвуетъ – всю-ли, или съ оставленіемъ у себя кожи. Въ каждый годъ пригоняютъ у насъ много скота, нѣсколько словъ продаютъ; а когда убьютъ остальной скотъ, то хозяева, желающіе, берутъ себѣ свои кожи, я прочія кожи продаются и деньги въ церковь. Изъ мяса же по частичкѣ даютъ членамъ причта».

Народу за обѣдней въ церкви было очень много. Во время обѣдни, наскоро, внутри церковной ограды устроены были изъ тесу на протяженіи слишкомъ 20 саж. столы; прямо на тесины раскладено было свареное и на мелко раскрошенное мясо. Сверху оно было посыпано солью. По окончаніи обѣдни народъ, вышедши изъ церкви, сталъ около стола. Вслѣдъ за народомъ вышли и священно-служители съ пѣніемъ тропаря пророку и съ иконой его, которую и поставили на нарочито для того устроенномъ мѣстѣ. Настоятель съ предходящимъ ему діакономъ покадилъ предложенную усердіемъ прихожанъ жертву и трапезу, а второй священникъ кропилъ св. водою, и когда прочтена была молитва «на освященіе мясъ», народъ стремительно приблизился къ столамъ и началъ кушать «благословленное Ильинское мяско»; причемъ отъ поспѣшности одна половина стола была опрокинута, но, не смотря на это, не осталось вскорѣ ни одного кусочка. Когда же священно-служители совсѣмъ окончили богослуженіе и выходили уже изъ церкви, въ паперти пригласили и ихъ откушать мяса. Подъ колокольнею, въ крытой галлереѣ, для нихъ приготовлено было мямо, но не изъ того, которое ѣли прихожане, а вареное въ домахъ для сей цѣли. Здѣсь же были и нѣкоторые изъ болѣе почетныхъ жителей прихода. Откушавъ мяса (оно было освящено вмѣстѣ съ другимъ и потомъ отнесено сюда), священно-служители пошли по домамъ.

Обычай этотъ тождественъ съ обычаями и другихъ мѣстностей Каргопольскаго уѣзда; такъ напр.: убиваютъ быка въ Канакшанскомъ приходѣ (въ 140 в. къ Сѣверовостоку отъ Каргополя); убиваютъ быка на Ильинскомъ острову Мошинскаго прихода (въ 20 в. отъ Канакши) и убиваютъ барановъ въ Нименскомъ приходѣ (въ 70 в. отъ Каргополя); но здѣсь, въ Шильдѣ, есть разность въ самомъ преданіи и въ поводѣ къ установленію сего обычая. Такъ, устройство нарочитыхъ столовъ прямо указываетъ на древнее обыкновеніе у христіанъ первыхъ вѣковъ – имѣть общую трапезу послѣ литургіи. Шильдское обыкновеніе подобно обыкновенію въ Нименскомъ приходѣ, гдѣ народъ даже садится за столы; не рѣдко и щи наливаютъ. Въ Канакшѣ же и Мошѣ мясо хватаютъ прямо изъ ушатовъ и самымъ наприличнымъ образомъ, часто даже отнимая другъ у друга, а въ Канакшѣ, кромѣ того, добиваясь преимущественно костей, съ суевѣрною цѣлію (см. нам. кн. Ол. губ. 1867 г.). Далѣе, здѣсь также, какъ и въ другихъ мѣстностяхъ, существуетъ преданіе о прибѣгавшихъ нѣкогда оленяхъ и добровольно, по повелѣнію пророка, отдававшихся на жертву; но въ Шильдѣ прямо говорятъ, что поводомъ къ прекращенію сихъ появленій оленей было то, что предки «пожадничали»; тогда какъ вездѣ, въ другихъ мѣстахъ, объясняютъ это совсѣмъ иначе: «однажды долго ждали оленя – говорятъ Канакшане – не могли дождаться и убили быка; прибѣжалъ олень, посмотрѣлъ, что вмѣсто него быка убили, ушелъ и больше, послѣ того неявлялся». Наконецъ поводомъ къ существованію еще и теперь въ Шильдѣ обычая убивать быковъ въ Ильинъ день служитъ частый падежъ скота, какъ объясняли мнѣ крестьяне; тогда какъ въ другихъ мѣстностяхъ поводомъ къ продолженію сего обычая и до сихъ поръ – опасность отъ звѣрей (въ Канакшѣ, въ Мошѣ и въ Нименскѣ). Обычай этотъ, какъ можно полагать, весьма древній и едва-ли неостатокъ языческаго обыкновенія приносить умилостивительную жертву богамъ. Можно предположить, что предки наши, принявъ крещеніе, удержали нѣкоторые изъ своихъ прежнихъ языческихъ обычаевъ, чему прямымъ доказательствомъ служатъ разнаго рода суевѣрія и подобнаго рода жертвы.

 

Д. чл. губ. ст. ком. В. Нименскій.



Изъ 20 штукъ скота, убитаго для жертвы, по порядочной части дано было членамъ причта, коихъ на лицо 5 и нѣсколько фунтовъ было продано желающимъ.

И въ сей годъ былъ въ Шильдѣ падежъ, отъ коего Богъ избавилъ наконецъ, по молитвамъ пророка. Весь пригнанный на жертву скотъ былъ, однакоже, освидѣтельствованъ земскимъ фельдшеромъ.

 

Источник: http://ethnomap.karelia.ru/item.shtml?map_id=2774