Рыбная ловля на озере Лаче (Карачев, Патровский волостной писарь)
а также проект восстановления церкви Николая Чудотворца в Тихманьге и колокольни церкви Рождества Богородицы в Хотеново

Рыбная ловля на озере Лаче (Карачев, Патровский волостной писарь)

Карачев, Патровский волостной писарь. Рыбная ловля в озере Лаче // Олонецкие губернские ведомости. 1869. № 92. С. 977 ‒ 978.

 

Рыбная ловля въ озерѣ Лачѣ (Письмо въ редакцію Губернск. Вѣдомостей.) Рыбная ловля въ озерѣ Лачѣ, въ зимнее время, производится цѣпомъ. Цѣпъ состоитъ изъ двухъ неводовъ; при каждомъ неводѣ 12 ловцовъ, по 6-ти на каждомъ крылѣ. При вытягиваніи невода, ловцы распредѣляются слѣдующимъ образомъ: двое долбятъ во льду проруби и идутъ впереди всѣхъ, одинъ съ крючкомъ и сворами, для сопровожденія подъ льдомъ жерди, идетъ вслѣдъ, а трое тянутъ веревки съ неводомъ. На тонѣ, невода, составляющіе цѣпъ, растягиваются на 250 и болѣе саженъ и потомъ сводятся вмѣстѣ къ одной проруби. Первая прорубь у каждаго невода дѣлается большая и называется корыто; въ корыто спускаются двѣ жерди, длиною въ 5 саж., привязанныя къ веревкамъ, длиною по 90 саж., которыя идутъ отъ того и другаго крыла невода. Жерди пропихиваютъ подъ ледъ до другой проруби сворами, въ родѣ вилъ. Во второй проруби жердь отыскивается въ водѣ крюкомъ; вытаскивается веревка и жердь такимъ же образомъ прогоняется къ слѣдующей третьей проруби, и т. д. Оба крыла невода слѣдуютъ отъ корыта къ общей выходной проруби, называемой выволочкою, параллельно другъ къ другу, имѣя въ поперечникѣ тони около 160 саженъ. Въ выволочкѣ за жердями и веревками вытаскивается неводъ; при этомъ снаровятъ вытянуть одинъ неводъ прежде, а другой вслѣдъ за нимъ. Когда вытягиваютъ мережи (крылья невода), старосты торбаютъ въ водѣ шестами, на концѣ которыхъ насажена деревянная чашечка, обращенная къ водѣ открытыми краями. Торбанье производится для того, чтобы рыба, окруженная неводомъ, стремилась въ центръ его, въ матицу или кнею, а не выходила бы изъ подъ крыльевъ.

Попавшая рыба сваливается на дровни, а неводъ перевозится на другую тоню. По тонкому льду и въ короткій день успѣваютъ вытаскивать четыре тони, а въ срединѣ зимы, по толстому льду, двѣ или три.

Выловленная рыба продается, по возвращеніи съ озера, въ селеніи Тихмангѣ. По коренному обычаю, продажа рыбы постороннимъ скупщикамъ не допускается, а торгуютъ ее сами же ловцы. Налимы никогда нейдутъ въ продажу, а раздѣляются между ловцами. Ловцы, торгующіе рыбу у своихъ артелей, на глазомѣръ, оптомъ, рѣдко ошибутся въ количествѣ вѣса, тогда какъ для постороннихъ въ этомъ задача нелегкая, потому что рыба мелкая привозится оледѣневшею. Скупщикъ ‒ ловецъ начинаетъ уже перепродавать рыбу другимъ крестьянамъ, большею частію Кирилловскаго уѣзда.

Вырученныя деньги дуванятся между всѣми ловцами въ каждое воскресенье по равной части, которая называется жеребьемъ; 25-я доля отдѣляется на Николая чудотворца, въ пользу Тихмангской церкви, въ которую этого дохода въ зиму поступаетъ отъ 150 до 300 руб. При дѣлежѣ денегъ изъ общей суммы отдѣляется также отъ 50 к. до 1 р. на калачи, которыя тутъ же и съѣдаются.

Новый годъ ловцы празднуютъ выпивкой и обѣдомъ. Для этой цѣли ловецкому старостѣ отдается изъ улова значительное количество самой хорошей рыбы на пироги (рыбники) и уху; на артель съ цѣпа или двухъ неводовъ, т. е. 24 чел., покупается ведро или два водки. Напившись и насытившись, ловцы отправляются на середину волости (погоста) поразгуляться и, столкнувшись съ артелью другаго цѣпа, начинаютъ судить да рядить выгоды рыбной ловли въ той и другой артели, хвастаютъ своей добычей другъ передъ другомъ и хулятъ неудачу ловцовъ другаго цѣпа. Нерѣдко подобныя сходки и пересуды оканчиваются бранью, потасовкою или дракою, но съ обиженной стороны никогда не вчинается за это судебныхъ дѣлъ.

При ловлѣ рыбы предъ праздниками Введенiя во храмъ Богородицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова и Новаго года, ловецъ, прогнавшiй раньше жердь подъ льдомъ, считается въ артели первымъ и въ праздникъ занимаетъ между товарищами самое почетное мѣсто; съ него и угощенiе начинается.

При лѣтней ловлѣ подобныхъ пирушекъ не бываетъ. Ловцы почти постоянно живутъ при озерѣ, въ рыбачьихъ избушкахъ. Скупщики, прiѣзжая сюда, торгуютъ у ловцовъ рыбу. Возвращаясь съ озера, ловцы варятъ для себя самую лучшую рыбу и при томъ въ такомъ количествѣ, что кормятъ и постороннихъ. Сваренная рыба вываливается изъ котла на кару, въ родѣ противня. Четверо ловцовъ, поднимая кару вверхъ, троекратно приговариваютъ: „Пошли, Господи! Пошли, Господи! Пошли, Господи“![2]

 

Патровскiй волостной писарь

Карачевъ.

 



[1] Исправленная опечатка. Было: «ловая», исправлено на: «ловля» ‑ ред.

[2] Исправленная опечатка. Было: «Четверо ловцовъ, поднимая кару вверхъ троекратно, приговариваютъ: „Пошли, Господи! Пошли, Господи! Пошли, Господи“!» Исправлено на: «Четверо ловцовъ, поднимая кару вверхъ, троекратно приговариваютъ: „Пошли, Господи! Пошли, Господи! Пошли, Господи“!» ‑ ред.