Матералы обследования района озера Лаче - Троицкая Ухотская церковь
а также проект восстановления церкви Николая Чудотворца в Тихманьге и колокольни церкви Рождества Богородицы в Хотеново

Материалы обследования района озера Лаче - Троицкая Ухотская церковь 1797г.

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

ВОЛОГОДСКИЙ  ОБЛИСПОЛКОМ.

 

ТОМ IV

  

"Архангельская область. Каргопольский р-н.

/6.Олонецкая губ., Каргопольский уезд/

Материалы обследования памятников архитектуры,

находящихся в бассейне озера Лача."

  

 

Ответственные редакторы тома:

- текстовая часть                                                                             /Шередега Б.И./

- иллюстративная часть                                                                 /Каменев Н.Б./

 

 

АРХАНГЕЛЬСКАЯ обл., КАРГОПОЛЬСКИЙ р-н, УХОТСКИЙ с/с.

УХОТСКИЙ ПОГОСТ /с. ПЕСОК / на р.УХТЕ, близ оз.ЛАЧА,

                                                                                                      ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1797г.

 

Ухотский погост известен по документам начиная с XVII В. К нему "тянул" ряд деревень, располагавшихся вдоль течения реки Ухты и ее южного притока. К концу XIX в. погост представлял собой довольно развитый ансамбль из двух церквей, обнесенный оградой с железной решеткой на столбах, с воротами и приоградными часовнями. Парадным фасадом комплекса всегда был западный, обращенный в сторону реки, из-за которой на ансамбль, стоявший на высоком берегу, открывались живописные виды. Несохранившаяся деревянная Преображенская церковь, датировавшаяся по клировым ведомостям 1660г., к концу XIX в. безусловно дошла "в редакции" конца XVIII в. Не случайно, что она была основательно "поновлена" как раз в те годы, когда строилась располагавшаяся к югу от нее Троицкая церковь, единственная в настоящее время  сохранившаяся постройка Ухотского погоста.

За время своего существования композиция последней была дополнена только одним объемным элементом, ставшей ее составной частью; по-видимому, во второй половине XIX в. между изначально стоящей отдельно колокольней и трапезной встроили небольшой переход-притвор, масштабно и стилистически нейтральный. Следует предполагать, что фиксированная на фотографиях конца XIXв. форма кровли четверика является довольно поздней, сменившей первоначальное более фигурное покрытие, то же, вероятно, относится к венчающему колокольню шпилю на полусферическом куполе.

Но и выстроенная из кирпича на белокаменном цоколе Троицкая церковь имеет серьезные утраты, обедняющие и искажающие ее первоначальный облик. Прежде всего это относится к несуществующим ныне завершающим частям и венчающим элементам композиции, всегда столь значительным и для облика самих памятников, стоящих в сельской местности и для окружающей застройки, и для природного ландшафта: утрачен высокий шпиль колокольни, имевший в основании цилиндр, стоящий на куполе; разобраны все пять луковичных глав основного объема храма, но которых барабан центральной опирался на малый световой восьмерик, стоявшие по углам четверика декоративные боковые барабаны имели глухие постаменты, частью уцелевшие; исчезли главы, стоявшие над восточными частями скатов кровли трапезной, обозначавшие наличие двух престолов в теплой церкви; по-видимому изменена форма покрытия алтаря; почти полностью утрачено убранство интерьеров всех частей постройки. Много более "частных" утрат и искажений, часть из них будет упомянута в разделе текста, посвященному техническому состоянию объекта.

 

 

Объемно-плановая композиция постройки симметрична относительно продольной оси В-3. В компоновке масс здания доминируют трёхъярусная колокольня и кубический четверик храма, завершенный четырехскатной кровлей-колпаком, в то время как чуть более узкие объемы трапезной и далеко выступающего за восточную стену храма алтаря, покрытые равновысокими двускатными кровлями, значительно понижены. Композиционный контраст призван зрительно облегчить пропорции довольно-таки "коренастых” объёмов доминант.

 

Он же позволяет отметить фактически равную высоту фасадов трапезной, алтаря и нижнего “яруса" храма, подчеркнутую единообразной лентой венчающего их карниза, общий для них принцип обработки фасадных плоскостей и углов объемов широкими лопатками, применение местного известняка в профилировке цоколя, наконец, на редкость архаичные пропорции, форму и устройство основных проемов /лучше других сохранилось окно диаконника / - с близкими к полуциркулю  арочными перемычками глубоких внешних амбразур и световых проемов, и внешними "лобиками". Все эти черты и приемы локально окрашены местной каргопольской строительной традицией, живущей еще наследием XVII в., традицией, очень своеобразной, устойчивой и неподатливой к новым веяниям вплоть до начала XIX в. В сравнении с ними второй ярус четверика я вся колокольня снизу доверху кажутся творением другой эпохи, и другой "руки". Они - не лишенные своеобразия, но в основных своих чертах типичные памятники позднего провинциального барокко, причем в архитектуре колокольни намечается переориентация на формы раннего классицизма. В их структуре и декоре нет ни грамма "каргопольской специфики", но с каменными культовыми постройками окрестностей Вологды середины - второй половины XVIII в. они во многом сходны - от композиционно-конструктивной схемы  до типологии оконных наличников.

Углы второго яруса храма обработаны стоящими на постаментах рустованными лопатками, капители которых раскреповывают антаблемент с поясом кронштейнов, чья широкая лента над центральными осями четверика огибает полуциркульные ронтоны-аттики – характернейшие барочные «полуглавия». Под фронтонами главных боковых фасадов устроены  ложны окна, фланкированные световыми проемами служившими, очевидно,  киотами. Обрамления киотов и оконных проемов на обоих фасадах совершенно однотипны. Довольно узкое, вытянутое по вертикали окно /ниша/, замкнутая плоско-лучковой перемычкой, фланкировано прямоугольными в сечении тягами, несущими трехчастный антаблемент, завершенный разорванным фронтоном навершия. В углах последнего поставлены выполненные из тесаного кирпича миниатюрные пирамидки-луковицы - своего рода "фирменный знак" вологодского кирпичного узоречья XVIII в. /см. №№ ...                  /. Подоконную тягу наличника несут волютообразные консоли, фланкирующие фигурную накладную доску-филенку.  Вся деталировка фасадного декора выполнена из кирпича. Композиции  фасадов второго яруса четверика строго подчинены центральной симметрии. Она еще раз подчеркивает отличие трактовок верха и низа здания, где центральные лопатки вполне в традициях архитектурного мышления XVII в. сдвинуты к западу, а боковые фасады алтаря /уже в региональных традициях Каргополья/ имеют в началах округлений апсид дополнительные лопатки. Композиция колокольни составлена из трех четвериков, габариты которых неспешно убывают по мере подъема. Между основными ярусами расположены полуярусы-постаменты. Фасадные грани каждого из угловых пилонов нижнего яруса, перекрытого крестовым сводом, обработаны своего рода "микропортиками", завершенными фронтончиками на «дорических» антаблементах, не каноничность трактовки метопно-триглифных фризов в которых наделена почти «лубочным» характером. Сродни ему трактовка декора фасадов первого полуяруса, чей "ленточный руст наизнанку" образует чисто орнаментальные сплетения вокруг трапециевидных центральных и круглых боковых ниш. Фасады двух ярусов звонов трактованы в виде обрамляющих арочные проемы двухколонных портиков, с той разницей, что колонны верхнего яруса приходятся на ребра граней и несут плоские треугольные фронтоны. Грани второго полуяруса декорированы замечательными, по свойственной лубку свежей наивности, репликами ранне-классицистических композиций, долженствующих воспроизводить картуши с овальными медальонами, фланкированными парами фигурных пирамидок.

Пространственная структура интерьера трапезной с парой поставленных на центральной оси квадратных столбов, несущих систему низких взаимопересекающихся коробовых сводов вполне адекватна "каргопольской архаике” ее фасадов. Храм перекрыт "классическим" для провинциальных бесстолпных церквей четверикового типа, строившихся с середины XVIII в.,  восьмилотковым сводом с узкими диагональным лотками и восьмигранным отверстием в центре. Свод наделен крутыми, динамичными по рисунку линиями его подъема – ребрами. Интерьер алтаря, в который ведут три широкие арочные проемы, с перекрывающими его коробовыми сводами и конхами, аналогичен по характеру внутреннего пространства и интерьеру трапезной, добавляя тем самым еще один штрих к уже не раз отмеченному несоответствию художественных структур верхнего и нижнего ярусов постройки. Конечно, лишь углубленное натурное изучение здания, сопровождаемое специальными архивными поисками рано или поздно выяснит детали строительной биографии Троицкой церкви, однако, в любом из возможных вариантов отмеченный нами "стилистический шов” в художественной архитектуре займет видное место.

Троицкая церковь - каменное сооружение, сложенное из кирпича верстовой кладкой на известковом растворе. Фасады здания - под многочисленными слоями обмазок, внутри стены оштукатурены. На фасадах колокольни слабые следы ранее существовавшей раскраски в два цвета /охра и побелка/. Открытие колокольни и четверика основного объема практически отсутствует. Стропильные конструкции кровли четверика сгнили и могут рухнуть в любой момент. Длительные обильные протечки разрушают каменные конструкции как лицевой поверхности основного объема и колокольни, так и сводов. Трудно точно определить меру аварийности сводов этих составляющих памятника, но можно определенно сказать, что они разморожены на значительную глубину а при дополнительном обследовании /со строительных лесов/ может выявится их катастрофическое состояние. Трехапсидный алтарь, трапезная с переходом в колокольню открыты тесом, который сильно обветшал, имеет утраты, но в какой-то степени отводит воду от каменных конструкций, хотя протечки отмечены и на системе коробовых сводов двухстолповой трапезной. Протечки в трапезной особенно опасны, так как отсутствие подпружных арок между столпами ее и перекрытие объема системой коробовых сводов, отчасти опирающихся друг на друга, при размораживании и разрушении одного из них может привести к разрушении значительной части перекрытия.

Отсутствие достаточного выноса кровель явилось причиной ускорившей процессы выветривания лицевой поверхности кладки всех компоновочных масс памятника. Особенно сильно пострадала кладка северных фасадов основного объема и трапезной. В местах поярусного утраченного окрытия карнизов колокольни разрушение кладки основания столбов достигло угрожающих размеров. Отсутствие окрытия в третьем ярусе колокольни привело к размораживанию верхних рядов кирпичной кладки. Очевидно, в результате протечек разморожена кладка крестового свода в первом ярусе колокольни. Под стены более позднего перехода не были подведены достаточно заглубленные фундаменты, вследствие чего они просели.

Между колокольней и переходом образовалась трещина с раскрытием ее до 3-5 см, очевидно вызванная небольшим пока креном колокольни к юго-западу. Расположенная вблизи памятника река с крутым береговым откосом способствует вымыванию частиц грунтового основания из-под фундаментов колокольни, вследствие чего происходят осадки сооружения и горизонтальные подвижки фундаментов. Ввиду возможного повышения уровня грунтовых вод, положение колокольни может стать угрожающим из-за активизации просадочных процессов. Для предупреждения аварийной ситуации необходимо особо тщательно обследовать фундаменты колокольни; в случае недостаточного их заглубления подвезти новые с армированием их. /Работы производить по спец. проекту/. Затем произвести берегоукрепительные работы, чтобы предотвратить оползневые явления берегового откоса в районе памятника.

По всем фасадам  всех объемов памятника отмечены следы многочисленных не очень обильных высолов, вызванных подсосом грунтовых вод в цокольную часть кирпичной кладки. Замоканию кладки способствует отсутствие отмостки вокруг памятника. Кроме того, вокруг памятника разрослись сорные травы, которые способствуют подъему уровня, грунтовых вод и подъему их в кладку стен.

Рекомендуется срочно отремонтировать сохранившиеся стропильные конструкции, возвести новые там, где они отсутствует /колокольня/ и по ним уложить кровельный материал. Отремонтировать сохранившиеся тесовые кровли, закрыть оконные и дверные проемы, вычинить кладку и восстановить поярусное окрытие карнизов колокольни.

По периметру памятника спланировать поверхность грунта, уложить булыжную отмостку с целью отвода ливневых вод от стен памятника. Ревизовать состояние кладки сводов на всех объемах памятника и в случае нужды вычинить отдельные части или провести инъектирование их сложным раствором.

Под стены перехода из трапезной в колокольню подвести фундаменты с заложением их ниже глубины промерзания грунтов. Проверить глубину заложения фундаментов под остальными компоновочными  объемами памятника с целью уточнения состояния их, ввиду возможного повышения уровня грунтовых вод.

История строительства Троицкой церкви еще ждет своего углубленного изучения. Но уже в настоящее время ясно, что ее архитектура имеет первостепенное значение для Каргопольского зодчества XVII-/?/-XVIII вв. и весьма существенное для общей картины культового строительства в северных губерниях русского государства в восемнадцатом столетии. Ее архитектурный облик вобрал в себя и древнерусские традиции в их своеобразной «каргопольской редакции», и черты провинциального барокко, окрашенные регионально-вологодской декоративностью, и, наконец, архаичную лубочность народного художественного мышления того времени. При этом памятник не «распадается» на фрагменты составляющих его стилевых формаций, а являет собой единое, органичное художественное целое. Доминирующее положение Троицкой церкви в ансамбле современного села и окружающем его ландшафте акцентирует его историко-художественную и общественную значимость.

Дня сохранения и фиксации памятника рекомендуются следующие меры:

а/ в проекте переброски части стока северных рек в бассейн р.Волги  /I этап, I очередь/ разработать меры полной инженерной защиты объекта от возможных негативных для него последствий намечаемых работ;

б/ поставить Троицкую церковь на охрану, как памятник республиканского значения;

в/ провести  архитектурно-археологический обмер здания, полную детальную фиксацию с заложением шурфов и зондажей в местах, указанных инженерами-рестовраторами;

г/ срочно осуществить вышеизложенные меры по противоаварийным и консервационным работам;

д/ выдать задание на разработку эскизного проекта реставрации памятника;

е/ поставить вопрос о наказании использователя памятника /РТС/, который эксплуатировал его в последние годы с грубейшими нарушениями всех норм и положений.

 

Известия имп. Археологической Комиссии №52 /Вопросы реставрации №13 /, СПб., 1914г., № XXIV, стр. 137.

Алфёрова Г.В. Каргополь и Каргополье. М.,1973г., стр. 159, 162.