ПАСПОРТ НА ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ -Троицкая Ухотская церковь 1797г.
а также проект восстановления церкви Николая Чудотворца в Тихманьге и колокольни церкви Рождества Богородицы в Хотеново

ПАСПОРТ НА ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ -Троицкая Ухотская церковь 1797г.

ПАСПОРТ НА ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

 

1.      Наименование:   Троицкая церковь.

2.      Адрес:   Село Песок Ухотского ч|ч Каргопольского  района

Архангельской обл.

3.      Время  сооружения:   1797 г.

4.      Автор,  строитель,  заказчик:

Церковь построена местными мастерами.

5.      Расположение   (топография,  основные подъезды,  расположение от ближайших селений и остановок транспорта):

Деревня Песок,  в которой находится Троицкая церковь,  расположена на берегу р.Ухта по Ленинградскому тракту.  Церковь расположена в 5 м от тракта.  Памятник архитектуры стоит перпендикулярно дороге и обращен к ней западной стороной.  Остановка рейсовых автобусов Каргополь  - Солза и Каргополь - Кречетово в 100 м от сооружения.

6.      Исторические сведения  (важнейшие исторические события и выдающиеся личности,   связанные с памятником, строительная периодизация):

Деревня Песок является одной из  деревень волостки Ухта. Каргополье по  сегодняшний день сохранило древнюю систему районирования:  оно делилось на станы,  станы - на волостки, каждая волостка включала в  себя ряд деревень.  Волостка Ухта сейчас является Ухтинским сельсоветом.

В связи с многократно менявшимся районированием в XVII -XIX веках волостка Ухта была приписана к Вытегорскому уезду.

По сведениям краеведческого Каргопольского музея из Ухты вышло ряд крупных революционных деятелей.

По всей  вероятности,  церковь  и колокольня построены не одновременно.  Рядом с данной теплой каменной церковью стояла летняя деревянная Преображенская  церковь  1660 года и, возможно,  что в ансамбль входила отдельно стоящая  деревянная колокольня,  что характерно для Каргопольского района.

7.      Тип, планировочная структура,  основные габариты:

Храм трехпрестольный.   Бесстолпный,  двухсветный, пятиглавый четверик, к которому с востока примыкает трехчастная апсида, а с запада - двухстолпная трапезная и притвор.

Основные габариты в м:

Четверик     13,6 х 13,6

 апсиды     13,6 х 6,4

трапезная    12,8 х 13,6    

                                                                        притвор      4,4 х 8

                                                                   колокольня          8x8

Общие габариты памятника в м:    44,8 х 13,6

 

8.      Конструктивная система, материалы фундаментов,  стен,

перекрытий,  отделочные материалы, размеры кирпича, каменных

блоков, керамики:

Четверик,  алтарная часть,  трапезная и  притвор каждый имеет свое индивидуальное перекрытие.

Восточная стена четверика покоится на 2 мощных столбах, между столбами и от столбов на стены перекинуты арки.

Четверик перекрыт крестовым сводом. По углам четверика стояли 4 декоративные главки. Центральная глава стояла на деревянном четверике. Кровля четверика четырехскатная тесовая. Четверик двухсветный.

Трехапсидный  алтарь состоит из  двух  частей: прямоугольной, которая делится арками, перекинутые со столбов на стены алтаря на 3 помещения, каждое из которых перекрыто своим полуциркульным сводом.  Скругленные части алтаря завершены полукуполами.

Трапезная по образцу деревянных имеет в центре 2 столба. Она перекрыта системой сомкнутых  сводов,  дающих живописные шелыги  (см.  чертеж).

Притвор перекрыт полуциркульным сводом.

Фундамент -  бут,   стены кирпичные, кирпич размером 27 х 14 х 7 см.  Все  богатое декоративное  убранство храма и колокольни сделало из кирпича,  что  было характерно для московской архитектуры XVI  века.

9.      Объемно-пространственная композиция памятника,  значение его в ансамбле, окружающей застройке и ландшафте:

Объемно-пространственная композиция памятника складывается  из 5 самостоятельных различных по высоте и декору объемов. Ведущим объемом является расположенный в центре пятиглавый четверик,  богато декорированный в верхней части, к которому примыкают низкие скромные односветовые апсиды,  трапезная и притвор.  Алтарная часть перекрыта сейчас безобразной двухскатной крышей, которая заменила,  возможно,  древние бочки.  Трех-ярусная,   богато декорированная колокольня была завершена высоким шпилем и являлась высотным ориентиром,  обозначавшим крупное поселение на важной транспортной артерии - Каргопольско - Вытегорской дороги, от которой отходила и дорога на Москву.

Данный храм вместе с рядом стоящей деревянной Преображенской церковью и низкими домиками притча, был окружен металлической оградой на фундаменте.

К Погосту  примыкал ряд деревень.  В приходе данного Погоста по  различным деревням имелось 8 часовен.

Храм поставлен на живописном берегу р.Ухты,  втекающей в озеро Лачу. Он великолепно увязан  с двухэтажными деревянными избами ближайшей деревни этой волостки  (сельсовета),  расположенной в 200м от Погоста.

10.    Декоративное убранство фасадов, скульптура, орнамент роспись керамика и т.д. (краткая художественно-стилевая характеристика).

Декоративное убранство фасадов выполнено в кирпиче. Верх четверика и колокольни имеют богатую орнаментировку. Полукруглые окна нижнего  света никакого декора не имеют.

Орнамент четверика и колокольни крайне интересен  соединением в одну композиционную систему художественных элементов, возникших в различные  эпохи.

11.    Интерьер памятника:

а)       основные помещения, их габариты и архитектурная характеристика,  система взаимосвязи:

Памятник  состоит из 5 помещений,  их основные габариты в м:

                 четверик  -  10,8 х 11,4

       алтарная часть  -  11,4. х 7,1

                трапезная  -  11,9 х 11,4

              притвор  -  3,6 х 7,8

              колокольня   -  (2,8 х 2,8).5

 

Двухсветный четверик хорошо освещая иконостас, стоявший в восточной части помещения.  Приземистые трапезная и притвор подготовляли зрителя к эффектному восприятию хорошо освещенного четверика.

Нижний ярус колокольни имел проходные арки и оформлял

вход. 2 верхних яруса с арочными проемами являлись резонаторами звона.

б)      Характер художественного оформления архитектурных элементов стен, сводов, столбов, пола, перекрытий, проемов (резьба, лепнина, чеканка):

Оконные и дверные проемы сохранили арочные перемычки, своды сохранили свою древнюю курватуру и шелыги, однако бывшее на них декоративное убранство - резьба, лепнина и т.д. - полностью утрачены.

в)      Монументальная живопись  (время, автор,  школа, месторасположение,  сюжеты, техника исполнения, краткая художественно-стилевая характеристика):

полностью утрачена.

г)       Станковая живопись - иконы, картины и пр. (время, автор, школа, месторасположение,  сюжеты,  техника исполнения, краткая художественно-стилевая характеристика):

не сохранилась.

д)      Скульптура (время,  автор, школа,  месторасположение, сюжет, материал, краткая художественно-стилистическая характеристика) :   

не сохранилась

е)       Сохранившееся внутреннее убранство а оборудование:

иконостасы, светильники, утварь, мебель, печи (время, мастер, школа, краткая художественно-стилевая характеристика):

не  сохранилось.

12.  Историческое и художественное значение памятника в развитии национальной архитектуры и искусства:

колокольня и храм, судя по декоративному убранству, сделаны различными мастерами. Однако художественный  образ того и другого произведения имеет  черты,  позволяющие отнести оба эти произведения к одной архитектурной школе.

Декоративное  убранство четверика свидетельствует о широком знакомстве автора с архитектурным языком самых различных эпох. Наличники окон,  характерные для конца XVII века, карниз четверика хорошо увязан с полукружиями на фасадах и рустованными углами XVIII века.

Для архитектурного образа колокольни хорошо найден ритм ярусов.  В декоре колокольни удачно соединены элементы классического ордера и народные мотивы.

Памятник является представителем Каргопольской архитектурной школы, его прообразом служила Никольская церковь в Каргополе,  построенная в 1741-???? году каргопольским мещанином Гулой.

Памятник имеет большую художественную и историческую ценность как яркий представитель Каргопольской архитектурной школы.

13.    Фиксация памятника  (фото, обмеры, зарисовки, где находятся, шифры):

Фото ансамбля имеется  в Известиях археологической комиссии № 52 за 1914 г., стр. 137.

Впервые памятник обмерен экспедицией 1971 г, в составе: Быковской Н.А.,  Старокадомской Е.Л.,  Коновальчик А.В.,  Соколовым Д.С, Капустин Н.К.  и Герман Н.Р. Фото ансамбля имеется у местных жителей.

14.    Реставрационные работы (характер, время, автор, место хранения материалов):

Никогда не проводились.

15.     Состояние памятника:

Памятник остро нуждается в проведении укрепительных работ по конструкциям,   стенам и  сводам,   в  ряде  мест в подводке фундамента, и в реставрационных работах по восстановлению его художественного облика.

15.     Современное и перспективное использование памятника: Используется под электростанцию. Памятник может быть использован только под культурные нужды.

16. Охрана памятника (кем, когда взят на охрану, наличие охранной зоны):

Памятник впервые был выявлен и опубликован Археологической комиссией в 1914 году.

В 1970 году, несмотря на то, что ряд общественных организаций ставил вопрос о взятии памятника под государственную охрану,  памятник на учет поставлен не был.

18.    Основная  библиография:

Известия Археологической комиссии № 52, 1914, стр. 137.

19.    Дополнительные сведения:  Нет.

                                                                  Дата составления паспорта 9/XI/71г.

Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: