ПАСПОРТ НА ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
1. Наименование: Троицкая церковь.
2. Адрес: Село Песок Ухотского ч|ч Каргопольского района
Архангельской обл.
3. Время сооружения: 1797 г.
4. Автор, строитель, заказчик:
Церковь построена местными мастерами.
5. Расположение (топография, основные подъезды, расположение от ближайших селений и остановок транспорта):
Деревня Песок, в которой находится Троицкая церковь, расположена на берегу р.Ухта по Ленинградскому тракту. Церковь расположена в 5 м от тракта. Памятник архитектуры стоит перпендикулярно дороге и обращен к ней западной стороной. Остановка рейсовых автобусов Каргополь - Солза и Каргополь - Кречетово в 100 м от сооружения.
6. Исторические сведения (важнейшие исторические события и выдающиеся личности, связанные с памятником, строительная периодизация):
Деревня Песок является одной из деревень волостки Ухта. Каргополье по сегодняшний день сохранило древнюю систему районирования: оно делилось на станы, станы - на волостки, каждая волостка включала в себя ряд деревень. Волостка Ухта сейчас является Ухтинским сельсоветом.
В связи с многократно менявшимся районированием в XVII -XIX веках волостка Ухта была приписана к Вытегорскому уезду.
По сведениям краеведческого Каргопольского музея из Ухты вышло ряд крупных революционных деятелей.
По всей вероятности, церковь и колокольня построены не одновременно. Рядом с данной теплой каменной церковью стояла летняя деревянная Преображенская церковь 1660 года и, возможно, что в ансамбль входила отдельно стоящая деревянная колокольня, что характерно для Каргопольского района.
7. Тип, планировочная структура, основные габариты:
Храм трехпрестольный. Бесстолпный, двухсветный, пятиглавый четверик, к которому с востока примыкает трехчастная апсида, а с запада - двухстолпная трапезная и притвор.
Основные габариты в м:
Четверик 13,6 х 13,6
апсиды 13,6 х 6,4
трапезная 12,8 х 13,6
притвор 4,4 х 8
колокольня 8x8
Общие габариты памятника в м: 44,8 х 13,6
8. Конструктивная система, материалы фундаментов, стен,
перекрытий, отделочные материалы, размеры кирпича, каменных
блоков, керамики:
Четверик, алтарная часть, трапезная и притвор каждый имеет свое индивидуальное перекрытие.
Восточная стена четверика покоится на 2 мощных столбах, между столбами и от столбов на стены перекинуты арки.
Четверик перекрыт крестовым сводом. По углам четверика стояли 4 декоративные главки. Центральная глава стояла на деревянном четверике. Кровля четверика четырехскатная тесовая. Четверик двухсветный.
Трехапсидный алтарь состоит из двух частей: прямоугольной, которая делится арками, перекинутые со столбов на стены алтаря на 3 помещения, каждое из которых перекрыто своим полуциркульным сводом. Скругленные части алтаря завершены полукуполами.
Трапезная по образцу деревянных имеет в центре 2 столба. Она перекрыта системой сомкнутых сводов, дающих живописные шелыги (см. чертеж).
Притвор перекрыт полуциркульным сводом.
Фундамент - бут, стены кирпичные, кирпич размером 27 х 14 х 7 см. Все богатое декоративное убранство храма и колокольни сделало из кирпича, что было характерно для московской архитектуры XVI века.
9. Объемно-пространственная композиция памятника, значение его в ансамбле, окружающей застройке и ландшафте:
Объемно-пространственная композиция памятника складывается из 5 самостоятельных различных по высоте и декору объемов. Ведущим объемом является расположенный в центре пятиглавый четверик, богато декорированный в верхней части, к которому примыкают низкие скромные односветовые апсиды, трапезная и притвор. Алтарная часть перекрыта сейчас безобразной двухскатной крышей, которая заменила, возможно, древние бочки. Трех-ярусная, богато декорированная колокольня была завершена высоким шпилем и являлась высотным ориентиром, обозначавшим крупное поселение на важной транспортной артерии - Каргопольско - Вытегорской дороги, от которой отходила и дорога на Москву.
Данный храм вместе с рядом стоящей деревянной Преображенской церковью и низкими домиками притча, был окружен металлической оградой на фундаменте.
К Погосту примыкал ряд деревень. В приходе данного Погоста по различным деревням имелось 8 часовен.
Храм поставлен на живописном берегу р.Ухты, втекающей в озеро Лачу. Он великолепно увязан с двухэтажными деревянными избами ближайшей деревни этой волостки (сельсовета), расположенной в 200м от Погоста.
10. Декоративное убранство фасадов, скульптура, орнамент роспись керамика и т.д. (краткая художественно-стилевая характеристика).
Декоративное убранство фасадов выполнено в кирпиче. Верх четверика и колокольни имеют богатую орнаментировку. Полукруглые окна нижнего света никакого декора не имеют.
Орнамент четверика и колокольни крайне интересен соединением в одну композиционную систему художественных элементов, возникших в различные эпохи.
11. Интерьер памятника:
а) основные помещения, их габариты и архитектурная характеристика, система взаимосвязи:
Памятник состоит из 5 помещений, их основные габариты в м:
четверик - 10,8 х 11,4
алтарная часть - 11,4. х 7,1
трапезная - 11,9 х 11,4
притвор - 3,6 х 7,8
колокольня - (2,8 х 2,8).5
Двухсветный четверик хорошо освещая иконостас, стоявший в восточной части помещения. Приземистые трапезная и притвор подготовляли зрителя к эффектному восприятию хорошо освещенного четверика.
Нижний ярус колокольни имел проходные арки и оформлял
вход. 2 верхних яруса с арочными проемами являлись резонаторами звона.
б) Характер художественного оформления архитектурных элементов стен, сводов, столбов, пола, перекрытий, проемов (резьба, лепнина, чеканка):
Оконные и дверные проемы сохранили арочные перемычки, своды сохранили свою древнюю курватуру и шелыги, однако бывшее на них декоративное убранство - резьба, лепнина и т.д. - полностью утрачены.
в) Монументальная живопись (время, автор, школа, месторасположение, сюжеты, техника исполнения, краткая художественно-стилевая характеристика):
полностью утрачена.
г) Станковая живопись - иконы, картины и пр. (время, автор, школа, месторасположение, сюжеты, техника исполнения, краткая художественно-стилевая характеристика):
не сохранилась.
д) Скульптура (время, автор, школа, месторасположение, сюжет, материал, краткая художественно-стилистическая характеристика) :
не сохранилась
е) Сохранившееся внутреннее убранство а оборудование:
иконостасы, светильники, утварь, мебель, печи (время, мастер, школа, краткая художественно-стилевая характеристика):
не сохранилось.
12. Историческое и художественное значение памятника в развитии национальной архитектуры и искусства:
колокольня и храм, судя по декоративному убранству, сделаны различными мастерами. Однако художественный образ того и другого произведения имеет черты, позволяющие отнести оба эти произведения к одной архитектурной школе.
Декоративное убранство четверика свидетельствует о широком знакомстве автора с архитектурным языком самых различных эпох. Наличники окон, характерные для конца XVII века, карниз четверика хорошо увязан с полукружиями на фасадах и рустованными углами XVIII века.
Для архитектурного образа колокольни хорошо найден ритм ярусов. В декоре колокольни удачно соединены элементы классического ордера и народные мотивы.
Памятник является представителем Каргопольской архитектурной школы, его прообразом служила Никольская церковь в Каргополе, построенная в 1741-???? году каргопольским мещанином Гулой.
Памятник имеет большую художественную и историческую ценность как яркий представитель Каргопольской архитектурной школы.
13. Фиксация памятника (фото, обмеры, зарисовки, где находятся, шифры):
Фото ансамбля имеется в Известиях археологической комиссии № 52 за 1914 г., стр. 137.
Впервые памятник обмерен экспедицией 1971 г, в составе: Быковской Н.А., Старокадомской Е.Л., Коновальчик А.В., Соколовым Д.С, Капустин Н.К. и Герман Н.Р. Фото ансамбля имеется у местных жителей.
14. Реставрационные работы (характер, время, автор, место хранения материалов):
Никогда не проводились.
15. Состояние памятника:
Памятник остро нуждается в проведении укрепительных работ по конструкциям, стенам и сводам, в ряде мест в подводке фундамента, и в реставрационных работах по восстановлению его художественного облика.
15. Современное и перспективное использование памятника: Используется под электростанцию. Памятник может быть использован только под культурные нужды.
16. Охрана памятника (кем, когда взят на охрану, наличие охранной зоны):
Памятник впервые был выявлен и опубликован Археологической комиссией в 1914 году.
В 1970 году, несмотря на то, что ряд общественных организаций ставил вопрос о взятии памятника под государственную охрану, памятник на учет поставлен не был.
18. Основная библиография:
Известия Археологической комиссии № 52, 1914, стр. 137.
19. Дополнительные сведения: Нет.
Дата составления паспорта 9/XI/71г.